Logo

Получить консультацию

Законодатель хочет запретить публично подозревать в совершении преступлений

26 марта 2021


Наши законодатели не стоят на месте в борьбе с распространением недостоверных сведений, что не может не радовать, с одной стороны.

Радостно, что законодатель признает, что механизмы, которые есть сейчас, не содержат действенного механизма непосредственной оперативной защиты граждан от распространения информации, порочащей их честь и достоинство или деловую репутацию.

На глаза попал проект законопроект № 1113081-7. Он, кстати, принят 17 марта 2020 года в первом чтении.

Я обычно осторожно отношусь к творчеству наших законодателей, которые не всегда поспевают за развитием технологий. В данном случае предлагается создать дополнительный механизм защиты прав в цифровой сфере, однако механизм, лично у меня, вызывает ряд вопросов.

Я догадываюсь откуда «ноги растут», думаю читатель тоже сам додумает в чьих интересах в первую очередь действует законодатель.

Предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и дополнить его нормой, предусматривающей возможность принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим недостоверную информацию, которая порочит честь и достоинство лица или подрывает его репутацию и связана с обвинением лица в совершении преступления.

Предполагается, что гражданин сможет подать заявление о принятии мер по удалению недостоверной информации, которая порочит его честь и достоинство или подрывает деловую репутацию и связана с обвинением в совершении преступления в прокуратуру.

Прокуратура должна будет в течение 10 дней с момента подачи заявления провести проверку и «родить» заключение о наличии основания для принятия мер по удалению недостоверной информации.

Далее новый механизм предполагает, что Генеральный прокурор или его замы также проводят проверку обоснованности такого заключения и в случае обоснованности заключения – Генеральный прокурор должен будет обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению недостоверной информации.

После получения требования Генеральной прокуратуры Роскомнадзор принимает необходимые меры по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство лица или подрывает его репутацию и связана с обвинением лица в совершении преступления и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления (блокировке).

Получается, если буквально применять такой закон, теперь прокуратура будет определять соответствует распространенная информация действительности или нет самостоятельно, без суда, руководствуясь исключительно своими соображениями и мнением потерпевшего. Механизм не предусматривает обязательного участия при проверке распространителя информации.

Если вы вдруг заподозрите кого-либо в совершении преступления и сообщите об этом в сети интернет, неважно в какой форме, утверждения о фактах или просто суждения или оценочного мнения, можете быть готовы к тому, что такая публикация будет заблокирована в случае вашего отказа удалить ее.

Также есть вопросы по реализации прав потерпевшего на обращение в прокуратуру. Согласно предлагаемой редакции текста новой статьи Федерального закона к заявлению должна быть приложена, помимо прочего, «нотариально заверенная копия сайта или страницы сайта в сети «Интернет».

Нотариусам – радость, потерпевшим – расходы. При этом, насколько я знаю, нотариусы делают нотариальный осмотр сайтов, а не заверяют копии сайтов.

Очевидно, что как сам сайт, так и страница сайта, помимо видимой пользователю информации, имеет также иное, невидимое, содержание, код страницы, без которого скриншот экрана формально называть копией сайта — не правильно.

Далеко не все нотариусы делают осмотры сайтов, а тут от них вообще просят несвойственную работу, согласятся ли они – большой вопрос.

А что касается самой проверки прокуратурой доводов заявления, то тоже не понятно как доблестные сотрудники прокуратуры, очевидно не на сто процентов обладающие специальными познаниями в области филологии и лингвистики, будут искать баланс между правом на доброе имя и конкурирующим правом на мнение.

Фактически на откуп прокурорам отдается решить является ли та или иная информация порочащей, есть ли у того или иного лица сама по себе деловая репутация. Единственное за что не переживаю, что у прокурорских сотрудников не будет сложностей с квалификацией преступлений, в которых обвиняют тех или иных «потерпевших».

В общем, боюсь, как бы данный механизм не работал выборочно, только «для своих».

Собственно после блокировки соответствующих ресурсов можно и в суд не ходить, в поисковой выдаче их не будет, обыватели не искушенные VPNками сайты не увидят, можно ничего и не опровергать.

Оставляйте свои вопросы в комментариях, а также читайте другие статьи по теме защиты деловой репутации:

За инфоцыгана — ответишь! Спор о защите деловой репутации на примере дела по иску Аяза Шабутдинова к Ковалеву Андрею

Удаление видео с YouTube на примере Дмитрия Портнягина

Как бизнес защищает деловую репутацию в суде

Как удалять негативные отзывы в интернете

Практика защиты чести и достоинства

Покушение страпона на деловую репутацию музея

 

Больше публикаций по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации на моем телеграмм канале https://t.me/advokatmugin

 

 

 

0 Комментариев

Комментариев пока нет, но вы можете стать первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

Получите консультацию прямо сейчас!

Заказать обратный звонок



close